"The VVitch: A New-England Folktale"/"Ведьма" (2015)

Год выпуска: 2015
Выпущено: США, Великобритания, Канада, Бразилия
Жанр: Ужасы,
Продолжительность: 01:32
Озвучивание: Дублированное

В ролях:
Аня Тейлор-Джой
Ралф Айнесон
Кейт Дики
Харви Скримшо
Элли Грэйнджер
Лукас Доусон
Джулиан Ричингс
Батшеба Гарнетт
Сара Стефенс

Режиссёр:
Роберт Эггерс


Парадокс: американский режиссёр Роберт Эггерс снял одновременно самый американский и самый НЕамериканский фильм... ну, пусть это будет фильм ужасов, так и быть, хотя определение "новоанглийская народная сказка", пожалуй, будет наиболее уместным и точным. Только уж очень эта сказка чёрная и безнадёжная. Впрочем, как и полагается настоящим волшебным сказкам про нечисть — тем, которые без цензуры и без адаптации для современных детишек, — с кровью, болью и мерзостью, с извечными проклятыми вопросами, на которые нет и не может быть однозначных ответов.

Самый американский он потому, что действие происходит во время колонизации Америки в XVII веке, и отсылок к Натаниэлю Готорну и Вашингтону Ирвингу, и даже к документам позорных ведьмовских процессов в Салеме, более чем достаточно. Лавкрафтичность, чуть-чуть, самую малость, тоже присутствует. А самый неамериканский он потому, что это, во-первых, независимый фильм, лишённый привычных голливудских штампов, и, во-вторых, снятый хладнокровно и дотошно, с вниманием к самым мелким деталям (вплоть до костюмов актеров, сшитых вручную по стандартам XVII века!) и... совершенно по-европейски. Есть в нём что-то бергмановское, а конкретнее — что-то от "Девичьего источника". Вот только "Девичий источник", несмотря на свой трагизм, куда как более светлый и добрый фильм. В "Ведьме" же атмосфера угрюмой обречённости нагнетается с самого начала, с момента изгнания семьи пуритан из общины за... излишний фанатизм, и густеет, густеет, густеет... Вдумайтесь: изгнание из пуританской общины за излишнее религиозное рвение — это примерно то же самое, что увольнение из гестапо за жестокость! Но жить вне общины ещё тяжелее, любое бедствие наподобие неурожая может стать фатальным, а на семью изгнанников сразу же наваливаются все беды сразу — от уничтожившего урожай кукурузы грибка до исчезновения самого младшего члена семьи... некрещёного, это очень важная деталь. В фильме вообще очень много таких мелких деталей, добавляющих исторической и мифологической достоверности и убедительности. Дьявол — как гласит старинная английская поговорка — в мелочах. Хороший режиссёр, хочется добавить, — тоже.

...Ну а дальше всё как обычно: лицемерие членов семейки просто зашкаливает, гордыня цветёт и пахнет, уныние наползает помойной волной, и так далее, и так далее, и так далее. Ну как же тут не появиться Чёрному Человеку в обличье козла, ведьмам и прочей нечисти? Они обязательно должны появиться! ...И наступает то самое принуждение к выбору из двух зол, сомнительный выбор между злом лицемерного, затхлого, подточенного грехом гордыни пуританизма и злом некоего тайного культа, древнего, кровавого, дохристианского и даже доязыческого, древнее любого дьяволопоклонничества и древнее самого человечества.

Сразу предупреждаю тех, кто ещё не видел: фильм МЕДЛЕННЫЙ, никакого "экшена" и примитивных пугалок нет. А вот глухого, обморочного, липкого страха и отвращения — того хоть вагонами грузи. Поездами целыми. И кровища тоже будет, не извольте сомневаться, пусть и не злоупотребляет режиссёр красным-прекрасным, и вообще любит пасмурную осеннюю картинку с максимально приглушенными цветами. Угрюмое кино. Безжалостное. Тяжёлое. Свинцовое. Но — оторваться невозможно, хотя и догадываешься, чем всё должно закончиться, и самые мрачные догадки
подтверждаются. Такая вот неамериканская американа.

И уж что самое непостижимое — так это то, что такой, казалось бы, убийственно-серьёзный и безнадёжный, обречённый на широкую известность в узких кругах фильм внезапно вдруг "выстрелил", собрав вполне приличную кассу!
Тэги темы:
564548_original.jpg
1200 x 723 - 137K
565134_original.jpg
1200 x 723 - 178K
566512_original.jpg
1200 x 720 - 139K
567906_original.jpg
1200 x 720 - 81K
«1

Комментарии

  • Смотрели, достойно. Ну да я вообще в последние годы кайфую преимущественно от инди-хоррора. Ну, плюс фильмы Вана и отдельные работы шарашки Джейсона Блума.
  • Хороший фильм, да. Штучный.
  • Будет обидно, если Роберт Эггерс больше ничего не снимет.

    Вообще есть не то что очень много, но всё-таки порядочное количество фольклорного хоррора, которое, кажется, так и просится, чтобы его экранизировали. На деле же всё строго наоборот. Никто не рвётся экранизировать рассказы Клода Сеньоля. Никто не рвётся экранизировать рассказы Артура Мэкена. Никто не рвётся экранизировать рассказы Монтегю Роудса Джеймса, а ведь они, в силу их краткости и единства стиля, вообще напрашиваются на сериал. Но увы...
  • Атмосфера в Ведьме присутствует, смотря этот фильм можно буквально почувствовать некую изоляцию, холод, сырость осеннего-зимнего леса...
    Теперь, благодаря фильму, я неоднозначно отношусь к черным козлам. >:)
    И близнецы мне показались немного странными...было в них что-то жуткое...
  • И близнецы мне показались немного странными...было в них что-то жуткое...
    Да. Такое впечатление, что в них уже вселилось нечто. Песенка эта, которую они распевали, про Чёрного Филиппа, и само поведение - всё отдавало инфернальным душком. Вообще интересно, что у фильма таки есть мораль, и мораль весьма неожиданная: быть религиозным фанатиком, быть начётчиком - отвратительно. Это не имеет никакого отношения к настоящей вере и приводит, как правило, не к спасению, а к полной своей противоположности. Гордыня - смертный грех. Уныние - смертный грех. И т. д.
  • отредактировано Сентябрь 2016
    Такое впечатление, что в них уже вселилось нечто. Песенка эта, которую они распевали, про Чёрного Филиппа, и само поведение - всё отдавало инфернальным душком
    К тому же они первые кто услышал Черного Филиппа. Недаром он их выбрал.
  • К тому же они первые кто услышал Черного Филиппа. Недаром он их выбрал.
    Причём, как показало дальнейшее развитие событий, выбрал в качестве расходного материала.

    Кстати, и ведь не факт, что там вообще фигурировал дьявол. Это мог быть и Ползучий Хаос. Ньярлатхотеп собственной персоной - почему бы ему и в козлика не превратиться? Он же вообще в кого угодно может обращаться.
  • Причём, как показало дальнейшее развитие событий, выбрал в качестве расходного материала
    Интересно...они просто ему чем-то не подошли, или Томасин с самого начала была его целью...
    Кстати, и ведь не факт, что там вообще фигурировал дьявол.
    Не факт, но тут (очевидно) сделан акцент именно на религию, поэтому дьявол это первое что приходит в голову...А там кто знает...
  • Интересно...они просто ему чем-то не подошли, или Томасин с самого начала была его целью... .
    Скорее всего, целью была Томасин. А детишки... детишки нужны ведьмам опять-таки в качестве расходного материала. Жир из них вытопить для приготовления мази и т. д. Вообще, фактически получается, что Томасин, вольно или невольно, способствовала принесению в жертву всей своей семьи. Очевидно, это тоже часть обряда посвящения. Жизнь колдуна или колдуньи - это жизнь одиночки, оторванного от всего, кроме своего Хозяина и чёрного искусства.

    Кстати, этот же мотив жертвы ВСЕГО при посвящении в друиды - в "Kill List" Бена Уитли.
  • отредактировано Сентябрь 2016
    А как думаете, изгнание семьи из общины тоже часть плана? Или это был такой случайный подарок, который сам пришёл в руки (они же лес)?
  • А как думаете, изгнание семьи из общины тоже часть плана?
    Ну нет, вот тут уже глава семейства сам себе злобный буратино! Но - да, причиной изгнания была его гордыня. А гордыня, как известно, входит в тот самый список семи смертных грехов. Тут-то ведьма, бывшая по соседству, а точнее её Хозяин, и взяли это семейство в разработку.
  • Тоже считаю, что изгнание положило начало ( ну, в какой-то степени) всем последующим событиям.
    Тут-то ведьма, бывшая по соседству, а точнее её Хозяин, и взяли это семейство в разработку.
    Да, шабаш не заставил себя долго ждать:)
  • Да, шабаш не заставил себя долго ждать:)
    Причём шабаш - это даже не весёлое, пусть и несколько предосудительное времяпрепровождение ведьм в компании старого доброго дьявола. Это нечто куда худшее - и вот что, например, пишет об этом Артур Мэкен, я специально выделил жирным шрифтом ключевую часть:

    "Вы, безусловно, читали о шабашах ведьм и от души смеялись над сказками, внушавшими страх нашим предкам, — анекдотическими историями о черном коте, помеле, порче, насланной на корову какой-нибудь старухи или на быка какого-нибудь старика. Я часто думал: как хорошо, что люди верят таким безобидным россказням! Ведь они на редкость удачно скрывают многое из того, о чем обывателю лучше не знать. Но если вы удосужитесь прочитать приложение к монографии Пейна Найта, то обнаружите, что истинный шабаш — это нечто совсем иное (при этом автор, из милосердия к читателю, не опубликовал всего, что знает).

    Истинный шабаш — это жестокий обряд бесчеловечного ведовства, существовавший задолго до появления в Европе арийцев. Мужчин и женщин, выманенных из дома под благовидным предлогом, встречали существа, прекрасно освоившие роль — а это была именно роль! — самого дьявола, и отводили в отдаленное уединенное место, известное только посвященным. Это могла быть пещера в скалистом, иссушенном ветрами холме или же чаща дремучего леса. Там и происходил шабаш. Там, в самый глухой час ночи, приготавливалось вино шабаша, сей Грааль Зла, и подносился новообращенным. Те вкушали дьявольское причастие, и рядом с каждым отведавшим его вдруг оказывался спутник — чарующий неземным соблазном образ, суливший блаженство поизысканнее и поострее фантазий самого сладкого сна.

    Трудно писать о подобных вещах, и главным образом потому, что сей прельстительный образ — отнюдь не галлюцинация, а, как это ни ужасно, часть самого человека. Силой нескольких крупиц белого порошка, брошенных в стакан воды, размыкалась жизненная субстанция, триединая ипостась человека распадалась, и ползучий гад, чутко дремлющий внутри каждого из нас, становился осязаемым, самостоятельным, облеченным плотью существом. А потом, в полночный час, заново разыгрывалось действо первого грехопадения, глухо упоминаемое в мифах о райском древе. Называлось оно Nuptiae Sabbati".

  • Да, шабаш мероприятие весьма и весьма кровавое...
    Ух ты! Спасибо, было интересно прочитать.
    при этом автор, из милосердия к читателю, не опубликовал всего, что знает
    Ох, жаль:(
    Мужчин и женщин, выманенных из дома под благовидным предлогом, встречали существа, прекрасно освоившие роль — а это была именно роль! — самого дьявола
    Интересно, по каким признакам вёлся отбор...
  • Интересно, по каким признакам вёлся отбор...
    Думаю, что выбирали тех, у кого в нужной пропорции были смешаны любопытство и авантюризм.
Войдите или Зарегистрируйтесь чтобы комментировать.