Литературная школа русскоязычного хоррора

2

Комментарии

  • Ну, вот говорят время от времени некоторые.
  • Нужно, чтобы все.
  • Хех) Приступайте, с удовольствием послушаю-почитаю)
  • Дык я не все.
  • Так вы начните, а все и подтянуться))))
  • Не, я не хочу. Сами все делайте. У вас лично большая заинтересованность в этом, а я человек сторонний.
  • Кроме того, как мне кажется, у нас школы хоррора и нет толком. Школа - это когда есть выпускники, а среди них есть отличники. Нужно заявить о себе на весь мир, и быть оригинальными, уникальными. Чтобы весь мир вас читал. Этого нет сейчас.
  • Может, я неправ. Что вы думаете?
  • У вас лично большая заинтересованность в этом
    Почему? Мне интересно узнать, что думают (если думают) по теме другие, сам я пока не готов заявлять о некоей "школе". Имхо, это требует отдельного осмысления.
    Школа - это когда есть выпускники, а среди них есть отличники
    Пожалуй, да. Кроме того, "школа" подразумевает - и это главное - что кто-то кого-то чему-то учит. Т.е. есть "учителя" и есть "ученики", последователи. В этом смысле, мне кажется, "школа" у нас сейчас в зачаточном состоянии находится, т.е. только формируется. Люди, которые что-то знают и умеют, достигают каких-то вершин, а за ними уже тянутся другие.
  • Проблема русскоязычного хоррора в том, что у него, в отличие от англоязычного, нет обширного старинного авторского наследия.

    Казалось бы, есть целый пласт страшных народных сказок и соответствующего фольклора, но в XIX веке из широко известных классических авторов с этим фольклорным наследием, причём родным украинским, плотно работал лишь Гоголь. Он, по большому счёту, единственный из русских классиков систематически писал произведения, которые однозначно можно причислить и к хоррору, и к пресловутым "weird tales". Остальные же классики большей частью тяготели к унылому "критическому реализму", наследуя и французской традиции, и навязанной мерзкими упырями-критиками типа Белинского своей собственной, ещё более унылой. И то - нет-нет, но даже их прорывало, пусть и не на мистический хоррор, то хотя бы на "жестокий рассказ", традиция которого тоже в какой-то мере была унаследована от французов. Но - редко, редко.

    В то же самое время - ну, возьмём, к примеру, США XIX века. Чарльз Брокден Браун. Вашингтон Ирвинг. Натаниэль Готорн. Эдгар По. Четыре классика американской литературы. Все эти авторы так или иначе, но обращались к "страшному" жанру. Кто-то робко, как Готорн, кто-то с налётом старины и сказочности, как Ирвинг, а кто-то истово и самозабвенно, как гениальный Эдгар По. Чуть позже был Амброз Бирс, свирепый и беспощадный, заложивший одновременно и традиции сверхъестественного ужаса, и жестокой военной прозы, и даже, отчасти, научной фантастики. Ещё позже - Роберт Уильям Чемберс со своим сборником "Король в жёлтом". Ну а дальше, наверное, и так все знают, кто был...

    Британская школа хоррора также старинная, основанная на древней фольклорной традиции, как кельтской, так и англосаксонской - и нет, наверное, на свете более английского поджанра хоррора, нежели "ghost story". Плюс - готический роман, тоже очень сильно повлиявший на будущих хоррор-авторов. Фантастическая и фольклорная проза Роберта Луиса Стивенсона - жаль, что он так и не воплотил всё, что задумал, но то, что написал - стало однозначной классикой хоррора. "Вампирский хоррор" также во многом британского происхождения, как и сам образ "огламуренного" вампира-аристократа, ставший позже почти стереотипным. И т. д., и т. п. - вплоть до научно-фантастического хоррора Герберта Уэллса и прозы Артура Мэкена, основанной как на валлийском фольклоре, так и на чём-то таком, что вообще не имеет названия, так как слишком ужасно, чтобы его иметь. А ещё - великолепный сказочник Эдвард Дансени. И т. д., и т. п.

    То есть - новым авторам, начиная с послевоенных времён, было от кого отталкиваться и на кого опираться! И в Штатах, и в Великобритании, и в Ирландии. А в СССР, по понятным причинам, никакой школы хоррора быть не могло по определению. А уж учитывая, что такая школа не успела сложиться даже в царской России - и тем паче!

    Попутно был утрачен огромный пласт "ужасного" фольклора разных областей страны, а также профессионального фольклора - его просто никто не собирал и не обрабатывал! А тот, который собирали и обрабатывали - так и не послужил основой для авторских произведений. Одно, пожалуй, исключение - это уральские сказы, собранные Бажовым. Да и то ведь опубликованы только те, которые можно было публиковать. Кто теперь знает - может быть, были и другие сказы, из "ужасного" фольклорного наследия, где действовала уже не прекрасная и могущественная Хозяйка Медной Горы, а куда как менее симпатичные существа, в народе именуемые "страхилатами"? Поди знай...

    И т. д.

    То есть, отдалённое подобие "школы" хоррора начинает складываться только сейчас. Почти на пустом месте. К сожалению. О "школе" как таковой можно будет говорить где-то век спустя. Увы. По-другому не бывает.

  • отдалённое подобие "школы" хоррора начинает складываться только сейчас
    Вот и мне так кажется. Но не могу сказать, что наблюдать за этим, участвовать в этом не интересно.
  • Ну вот рок-музыка возникла не одновременно в Америке, Англии, Японии, скандинавских странах. И все же там теперь свои школы. Индастриал в Америке, Германии, Японии тоже разный. Мне кажется, чтобы в России возникла своя школа хоррора, нужно писать хоррор, хоть какой. Дальше оно само собой образуется. Нужно ввести моду на хоррор.
  • Ну так пишем)
  • Ну так пишите. Я тоже рад бы. Авось и получится. (Я прошу прощения, если пишу грубо.)
  • Ну так целая серия книг уже. Так что вполне себе пишем, да)
Войдите или Зарегистрируйтесь чтобы комментировать.